Этилглюкуронид норма12.06.201829.03.2018admin

этилглюкуронид в моче



В разделе на вопрос Сколько дней алкоголь держится в крови? заданный автором ублюдок лучший ответ это Сколько времени действует алкоголь?

Время токсического действия алкоголя обусловлено не только максимальной концентрацией его в крови, но и динамикой ее прироста, т.

Оглавление:

е. скоростью всасывания алкоголя сквозь слизистую оболочку. Эта скорость зависит от общего состояния организма и резко возрастает, когда человек принимает алкоголь на голодный желудок и даже когда у него подавленное настроение.

Скорость всасывания алкоголя возрастает и тогда, когда одновременно с ним в желудок попадает углекислый газ (например, если водку запивают пивом) . Опьянение в таких случаях наступает быстрее.

Точно сказать, кому сколько можно выпить спиртного, чтобы сохранить в пределах нормы свои психофизиологические показатели, к сожалению, невозможно. Даже для одного и того же человека эта величина в различных случаях будет разной.



Средние же цифры выглядят так. После приемамл водки максимум уровня алкоголя в крови отмечается через 30 минут; приеммл водки дает максимальный уровень в крови через 1 час; 200 мл — через 1,5 часа.

После того, как алкоголь всосался через слизистые оболочки в кровь, он еще примерно 1-1,5 часа распределяется по органам и тканям. А затем начинается его разрушение — окисление в основном в печени. У разных людей скорость разрушения алкоголя может быть различной и колебаться от 90 до 135 мг на 1 кг веса в час. Это определяется генетически — поэтому и существуют индивидуальные различия в чувствительности к алкоголю.

Такие же различия есть и между человеческими популяциями. Если средняя скорость окисления алкоголя составляет 100 мг/кг в час, то, например, у японцев, в особенности у женщин, в печени преобладает фермент, который окисляет алкоголь гораздо быстрее — до 150 мг/кг в час. Такой же фермент обнаружен у монголов и некоторых других среднеазиатских народов. Среди представителей этих народов злоупотребление спиртным распространено сравнительно мало — оно и понятно, потому что из-за высокой активности фермента быстро и в больших количествах образуется первичный продукт окисления алкоголя — уксусный альдегид, который сразу же вызывает явления интоксикации: резкое покраснение кожи, тошноту и т. д.

В общем же, уровень алкоголя в организме (в том числе в мозгу) , достигнув максимума примерно через 2-3 часа после приема спиртного, затем медленно снижается. За 3 часа может быть переработан алкоголь, который содержится в 2 кружках пива, или в 50 г водки, или в 200 мл вина крепостью до 15%. Если же максимальный уровень алкоголя в крови составлял более 1% (что соответствует в среднем 150 мл водки) , то за руль браться нельзя минимум в течение 7-8 часов.

Существуют средства, позволяющие ускорить окисление алкоголя в организме — например, внутривенное введение 10% раствора фруктозы (или прием примерно 120 г фруктозы в виде порошка) . Механизм действия фруктозы пока еще не выяснен.



Определение алкоголя по крови

время сохранения алкоголя в крови в часах от начала приема:

Зайди и расчитай

48 часов вроде, тем более какой то коктейль, он же не 40 градусный)

Источник: http://2oa.ru/etilglyukuronid-v-moche/



Этилглюкуронид

Этилглюкуронид (этил-Р-Д-6-глиозидуроновая кислота, ЭГ) – второстепенный метаболит этилового спирта, который образуется в организме путем глюкуронизации этанола. Впервые выделен из мочи кроликов в 1952 г. Этилглюкуронид – белое нелетучее вещество без запаха и вкуса, растворимое в воде, метаноле; устойчиво при хранении и действии дневного света. Температура плавления +150 °C (с разложением). Может быть обнаружен в биожидкостях, биотканях, волосах, пятнах пота и костном мозге ребер (Schmitt G., 1995; Schmitt G., 1997; Wurst F.M. et al., 1999; Wurst F.M et al., 2000; Skopp G.,2000; Schoegel H., 2006). Обнаружение и определение ЭГ в указанных выше биообъектах может быть выполнено с применением хромато-масс-спектрометрии (Wurst F. M., 2000; Schoegel H., 2006), капиллярной газожидкостной хроматографии (Schmitt G.,1995), высокоэффективной жидкостной хроматографии-масс-спектрометрии (Nishikawa M., 1999; Wurst F. M. et al., 1999) и капиллярного электрофореза (39 ГПБ). [1]

Этилглюкуронид в волосах и ногтях

Появляется всё большее количество статей, утверждающих, что обнаружение этилглюкуронида в волосах (или ногтях) является чувствительным специфическим методом выявления фактов злоупотребления алкоголем. [2] [3] [4] [5] [6]

Определение этилглюкуронида в образцах волос ранее предпринималось лабораториями Великобритании, но вызвало многочисленные судебные процессы. Из-за проблем с юридическим риском несколько лабораторий отказались от этого типа тестирования, поскольку он определен как ненадежный и неподходящий. [7] Общество по тестированию волос (Society of Hair Testing, SOHT) также отмечает ограничения данного метода, заявляя, что эта форма тестирования может определять «хроническое чрезмерное потребление алкоголя», но неприменима для определения состояния алкогольной абстиненции или фактов умеренного потребления алкоголя.

Источники

  1. ↑Хроническая алкогольная интоксикация / Гриненко А.Я., Афанасьев В.В., Бабаханян Р.В., Бушуев Е.С., Дунаевский В.В., Заславский Г.И., Попов В.Л., Сафрай А.Е., Стяжкин В.Д. — 2007.
  2. ↑ Kharbouche H, Faouzi M, Sanchez N, Daeppen JB, Augsburger M, Mangin P, Staub C, Sporkert F (2012). «Diagnostic performance of ethyl glucuronide in hair for the investigation of alcohol drinking behavior: a comparison with traditional biomarkers». International Journal of Legal Medicine. 126 (2): 243–50. PMID. doi:10.1007/s9-9.
  3. ↑ Politi L, Morini L, Leone F, Polettini A (2006). «Ethyl glucuronide in hair: Is it a reliable marker of chronic high levels of alcohol consumption?». Addiction. 101 (10): 1408–12. PMID. doi:10.1111/j..2006.01537.x.
  4. ↑ Morini L, Politi L, Polettini A (2009). «Ethyl glucuronide in hair. A sensitive and specific marker of chronic heavy drinking». Addiction. 104 (6): 915–20. PMID. doi:10.1111/j..2009.02535.x.
  5. ↑ Boscolo-Berto R, Viel G, Montisci M, Terranova C, Favretto D, Ferrara SD (2013). «Ethyl glucuronide concentration in hair for detecting heavy drinking and/or abstinence: a meta-analysis». International Journal of Legal Medicine. 127 (3): 611–9. PMID. doi:10.1007/s9-0.
  6. ↑ Boscolo-Berto R, Favretto D, Cecchetto G, Vincenti M, Kronstrand R, Ferrara SD, Viel G (2014). «Sensitivity and specificity of EtG in hair as a marker of chronic excessive drinking: pooled analysis of raw data and meta-analysis of diagnostic accuracy studies». Therapeutic Drug Monitoring. 36 (5): 560–75. PMID. doi:10.1097/FTD.063.
  7. ↑»Testing Testing: Hair Alcohol Test in The Family Courts». The Barrister.

Навигация

Персональные инструменты

Поиск

Пространства имён

Варианты

Просмотры

Навигация

Инструменты

  • Последнее изменение этой страницы: 23:03, 21 сентября 2017.
  • Описание Судебно-медицинская энциклопедии

Сообщество русскоговорящих судебно-медицинских экспертов

Community of Russian-speaking forensic medical experts



Источник: http://forensicmedicine.ru/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B3%D0%BB%D1%8E%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4

Новые правила проверки на алкоголь и наркотики для водителей

Новый порядок проверки на алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение.

Министерство здравоохранения вводит новые правила для проверки водителей на состояние опьянения. Так Минздрав разработал новый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Согласно новым правилам, планируется, что помимо проверки водителя с помощью алкотестера на состояние опьянения медицинские работники могут обязать водителя пройти дополнительные лабораторные исследования на предмет алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения. Подобные дополнительные исследования в первую очередь направлены на выявление наркоманов за рулем автомобилей, которые также как и пьяные водители представляют большую угрозу безопасности дорожного движения.

Также согласно новой процедуре медицинского освидетельствования, врач имеет право выносить медицинское заключение о состоянии опьянения водителя из-за чрезмерного употребления лекарственных препаратов. К примеру, согласно новому закону, водитель который выпил слишком много обезболивающих лекарств (содержащие определенные химические вещества — подробнее об этом можно прочитать здесь) может представлять угрозу безопасности ПДД. В случае выявления опьянения из-за лекарств, водитель также как за состояние алкогольного опьянения будет признан врачом пьяным.

Новый документ Министерства здравоохранения, в случае его утверждения (проект новых правил медицинского освидетельствования водителей полностью подготовлен и размещен для ознакомления на сайте regulation.gov.ru), заменит старый нормативный акт Министерства, который был принят в 2003 году (в настоящий момент действует приказ Минздрава №308 от 14.07.2003 года).



Наше интернет-издание 1gai.ru провело полный анализ документа, с целью разъяснить все нововведения и ответить на возможные вопросы, которые будут возникать у водителей, после вступления в силу, нового нормативного акта Министерства здравоохранения.

В первую очередь новый порядок медицинского освидетельствования касается процедуры проверки водителей на состояние опьянения. Напомним, что в настоящий момент процедура выявления пьяных водителей разделена на два самостоятельных этапа. Так одна процедура проводится сотрудниками полиции на месте остановки водителя на дороге. Например, в случае подозрений сотрудников ГИБДД, что водитель находится в состоянии опьянения, медицинское освидетельствование проводится с помощью алкотестера, который возят с собой сотрудники полиции.

Если в результате замера выдыхаемого воздуха обнаружится, что в нем содержится больше 0,16 мг алкоголя, то водитель будет признан пьяным и на него будет составлен протокол о привлечение к административной ответственности. Далее сотрудник ГИБДД направляет документы в судебный орган для решения вопроса о назначении штрафа и лишения прав.

Второй вариант проверки водителя в настоящее время, это проведение медицинского освидетельствования в медицинском учреждении. Обычно такое освидетельствование проводится, в случае, если водитель отказался проходить проверку на алкотестере, который есть у сотрудников полиции. Также проведение медицинского освидетельствования в медицинском учреждении необходимо, если водитель после тестирования на алкотестере не согласен с результатами проверки, которую сделали сотрудники ДПС.

В случае если проверка проходит в мобильной лаборатории или медучреждении, то врач проводит освидетельствование с помощью алкотестера. Так водитель выдыхает воздух в специальную трубку устройства, и результаты фиксируются. Далее, согласно правилам, через 20 минут проходит повторная проверка. В случае выявления алкогольного опьянения составляется специальное заключение, на основании которого сотрудники ГИБДД составляют соответствующий протокол.

Стоит обратить внимание, что если после первой проверки на алкотестере в выдыхаемом воздухе не превышены пределы содержания алкоголя, то повторное исследование не проводится.

Чем новые правила медицинского освидетельствования отличаются от старых?

Новый порядок проверки на алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение существенно отличается от правил принятых еще в 2003 году. Во-первых, новые правила освидетельствования подразумевают разделение состояние опьянения на следующие виды:

— Алкогольное опьянение – опьянение, вызванное потреблением алкоголя

— Наркотическое опьянение – опьянение, вызванное потреблением наркотических средств и (или) психотропных веществ, включенных

в Списки I − III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее – наркотические средства и психотропные вещества), а также их аналогами и производными



— Иное токсическое опьянение – опьянение в результате потребления способных вызвать нарушения или изменения в физиологических, психических или поведенческих функциях и реакциях человека химических веществ, в том числе лекарственных препаратах для медицинского применения

(за исключением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ).

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения теперь будет включать следующие виды исследований:

а) Осмотр врачом-специалистом (фельдшером)

б) Исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя



в) Определение наличия психоактивных веществ в моче

г) Исследование уровня психоактивных веществ в моче

д) Исследование уровня психоактивных веществ в крови

В каких случаях водитель может быть отправлен сотрудниками ГИБДД на медицинское освидетельствование?

Согласно новым правилам медицинского освидетельствования водитель должен быть проверен на состояние опьянения в случае наличия признаков указывающих на возможное опьянение.



Признаки, которые могут указывать на употребление водителем алкоголя или наркотических средств:

— Запах алкоголя изо рта

— Резкое изменение окраски кожных покровов лица

— Поведение, не соответствующее обстановке

Проверка водителя на наркотическое опьянение

Новые порядок проведения медицинского освидетельствования теперь предполагает проверку водителя на употребление наркотических веществ. Для этого у водителя после осмотра врача (фельдшера), осуществляется отбор биологического объекта (мочи) для направления на химико-токсикологические исследования (экспресс-анализ).



Отбор биологического объекта производится в объеме не менее 30 мл в одноразовый контейнер для сбора мочи, в туалетной комнате, в условиях, исключающих возможность подмены биологического объекта.

В целях исключения фальсификации биологического объекта в течение первых трех минут после его отбора проводится измерение температуры

с помощью бесконтактного устройства с автоматической регистрацией результатов измерения (температура биологического объекта должна быть выше 30,0 0 С).

По результат проведенного медицинского освидетельствования, врач составляет медицинское заключение, в котором выносится одно из следующих медицинских заключений:

1) Установлено состояние алкогольного опьянения



2) Установлено состояние наркотического опьянения

3) Установлено состояние опьянения

4) Состояние опьянения не установлено

5) От медицинского освидетельствования отказался

В каких случаях водитель будет признан в состоянии наркотического опьянения?

Согласно действующему законодательству в случае выявления в биоматериалах водителя предельное содержание химических веществ, водитель будет признан пьяным (наркотическое опьянение). В результате сотрудники ГИБДД оформят административный протокол об управление автомобилем в состоянии наркотического опьянения и направят документы в суд о решение вопроса о лишении прав.



Например, если в биоматериалах водителя будут обнаружены 500 нанограмм опиатов, 25 нанограмм канабиоидов, 50 нанограмм кокаина, 500 нанограмм барбитуратов, то врач вынесет медицинское заключение о наркотическом опьянении. Подробнее о химических веществах, в случае превышения, концентрации которых водитель будет признан в состоянии наркотического или токсикологического опьянения можно посмотреть ниже.

Какие клинические признаки опьянения водителя?

Согласно новому порядку медицинского освидетельствования клиническими признаками опьянения являются:

1. Изменения психической деятельности.

Неадекватность поведения, в том числе сопровождающееся нарушением общественных норм, демонстративные реакции, попытки диссимуляции.

Заторможенность, сонливость или возбуждение.



Ускорение или замедление темпа мышления.

2. Изменение вегетативно-сосудистых реакций.

Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз. Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых.

Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз.

Учащение или замедление дыхания.



Тахикардия или брадикардия.

Сужение или расширение зрачков.

Вялая реакция зрачков на свет.

3. Нарушения двигательной сферы

Двигательное возбуждение или заторможенность.



Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами.

Неустойчивость в позе Ромберга.

Ошибки при выполнении координаторных проб.

Тремор век и/или языка, рук.

Нарушения речи в виде дизартрии.



Какое допустимо максимальное содержание в моче наркотических средств и психотропных веществ?

Согласно приложения к новым правилам проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, водитель у которого будут выявлено предельная концентрация веществ, указанных ниже в таблице, будет признан врачом в состоянии наркотического или токсикологического опьянения.

Уровни пороговых значений содержания в моче наркотических средств, психотропных веществ, иных химических веществ и их метаболитов, определяемые методами предварительного анализа

Наименование групп веществ

Для лиц старше 18 лет

(6 моноацетилморфин, морфин, кодеин, дезоморфин и др.)



Фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин, мефедрон и др.)

*Уровни пороговых значений содержания в моче и крови наркотических средств, психотропных веществ, иных химических веществ и их метаболитов, определяемые методами подтверждающего анализа

Наименование группы обнаруживаемых веществ

Другие вещества амфетаминовой группы

Другие вещества опийной группы



Другие вещества группы бензодиазепина

Другие вещества группы барбитуратов

Вещества других групп

11-нор-Δ9-тетрагидроканнабиноловая кислота (основной метаболит Δ9-тетра-гидроканнабинола)

Бензоилэкгонин (метаболит кокаина)



Примечание: уровень порогового значения – это минимальная концентрация вещества (его метаболита) в биологическом объекте, определяемая методами предварительного или подтверждающего анализа, при выявлении которой результат исследования считается положительным.

Что предпримут врачи, в случае, если у водителя не будем обнаружено в моче наркотических веществ и содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе, но внешние признаки явно указывают на состояние наркотического или алкогольного опьянения?

Согласно новым правилам проверки водителей на алкоголь и наркотики, в случае если алкотестер не обнаружил содержание в выдыхаемом воздухе алкоголя, также как, если в моче не обнаружены наркотические или токсикологические вещества, но водитель ведет себя не адекватно или имеются признаки опьянения, то проводится взятие биоматериалов на более детальные анализы, которые могут проводиться до 2 недель.

Зачем Министерство здравоохранения ужесточает порядок медицинского освидетельствования водителей?

За последние несколько лет Правительство РФ совместно с ГИБДД пытается бороться с пьяными водителями, для того чтобы снизить тяжелые последствия в результате аварий, происходящие по вине пьяных.

Так, за последние годы существенно ужесточилась ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения. Например, увеличились штрафы, введена норма возврата прав после лишения, предусматривающая пересдачу теоретического экзамена, введена уголовная ответственность за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения. Также сотрудники ГИБДД усилили меры контроля за водителями с целью выявления лиц управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.

К сожалению, помимо огромного количества водителей, садящих за руль в состоянии алкогольного опьянения, в нашей стране многие люди садятся за руль в состоянии наркотического опьянения, которое также приводит к тяжелым последствиям на дороге. Но старый порядок проверки водителей на состояние опьянения не предполагал обязательной проверки водителя на наркотики.

Новый же порядок позволит улучшить выявление водителей, которые употребляют наркотики и садятся за руль. К тому же сотрудникам ГИБДД тяжело выявить на дороге водителей на состоянии наркотического опьянения. Поэтому в случае наличия минимальных признаков указывающих на состояние опьянения сотрудники полиции будут отправлять водителя в медицинское учреждение для проведения медицинского освидетельствования на предмет употребления алкоголя, наркотиков или таблеток.

Понравилась статья? Расскажи друзьям!

Похожие новости

Популярные новости

Права на изображения и материалы принадлежат их авторам

Источник: http://www.1gai.ru/baza-znaniy/zakonodatelstvo/novye-pravila-proverki-na-alkogol-i-narkotiki-dlya-voditeley.html

Общероссийская общественная организация

член Общероссийского народного фронта №237

Опять о порядке химико-токсикологических исследований

Изучив проект приказа «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» главные наркологи федеральных округов Российской Федерации сочли необходимым обратиться в Минздрав России с замечаниями, касающимися порядка химико-токсикологических исследований (приложение 1).

Департамент санитарно-эпидемиологического благополучия, организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России поручил главному внештатному специалисту психиатру-наркологу Минздрава России, Директору Московского НПЦ наркологии Е.А. Брюну рассмотреть замечания и предложения главных наркологов и представить экспертное мнение о целесообразности их учета при доработке приказа, которое представлено в приложении 2.

При этом приложение № 1 к проекту приказа « Правила проведения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» содержит практически те же позиции, которые вызвали критические замечания главных наркологов федеральных округов.

По этому проекту приказа необходимо отметить, что он подготовлен во исполнение одной из статей Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ.

Следует ожидать, что если редакция этого приложения останется и в утвержденном тексте приказа, то в последующем она перейдет и в другие тринадцать видов деятельности, указанных в законе (приложение 3).

Рекомендуем внимательно изучить все указанные в настоящем письме материалы, так как 18 декабря 2015 года состоится заседание Ассоциации наркологов России совместно с Профильной комиссией при главном внештатном психиатре-наркологе Минздрава России, на котором одним из запланированных вопросов для обсуждения предусмотрено «Исполнение Федеральных законов № 120-ФЗ (тестирование учащихся на наркотики) и № 230-ФЗ (тестирование отдельных групп граждан на наркотики) в субъектах Российской Федерации».

Во исполнении Федерального закона № 120-ФЗ Минздравом России издан приказ от 6 октября 2014 года №581н (приложение 4) и информационное письмо от 1 апреля 2015 года 14-2/10/2-916 (приложение 5).

Помимо приведенных документов порядок химико-токсикологических исследований изложен и в письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г . N 14-2/10/(приложение 6).

организации экстренной медицинской

помощи и экспертной деятельности

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Уважаемая Оксана Игоревна!

ГБУЗ города Москвы «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы», во исполнение Вашего поручения от 25 ноября 2015 года № 14-2/2103, рассмотрел коллективное обращение главных внештатных специалистов психиатров-наркологов федеральных округов Российской Федерации, касающееся п равил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании (приложение № 5 к проекту приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», помещенного в августе текущего года на сайте федерального портала нормативных правовых актов.

В целом согласны с доводами и замечаниями рассматриваемого коллективного обращения.

Прежде всего это касается настойчиво предлагаемых дорогостоящих предварительных иммунохимических методов, обеспечивающих регистрацию, количественную оценку и распечатку результатов на бумажном носителе. На сегодняшний день это предложение отражает субъективное мнение разработчиков рассматриваемого проекта, неподкрепленное результатами проведенных сравнительных испытаний с традиционными иммунохимическими методами. По-существу рассматриваемое предложение авторов означает полный запрет на использование традиционных методов.

В отзыве главных наркологов обоснованно подчеркиваются чрезмерно низкие рекомендуемые уровни пороговых значений для предварительных методов исследования, при которых увеличивается ложно-положительное срабатывание на предварительном этапе. Авторы коллективного обращения справедливо замечают, что не существует тест-полосок для обнаружения синтетических каннабиноидов с порогом детекции 5 нг, заявляемых в Таблице № 1 Правил. На сегодняшний день в мире не существует универсальных тестов для обнаружения этой большой группы веществ, в мире по этой части известны только тесты «К-2», которые рассчитаны лишь для обнаружения в моче JWH -018, JWH -073, СР-47 в огромных концентрациях, а все используемые на протяжени е последних лет новые синтетические каннабиноиды (более 400 наименований) предварительные тесты не определяют.

Использование низких «уровней» для подтверждающих методов исследований, приведенных в Таблице № 2 Правил — на сегодняшний день также никак не может быть применено. Для получения количественного результата инструментальными подтверждающими методами ( газовая или жидкостная хромато-масс-спектрометрия) необходимо использование аттестованных аналитических стандартных образцов веществ с точным содержанием определенного наркотического средства или психотропного вещества (калибраторов, контролей). Все еще не решен вопрос закупок и поставок контрольных и калибровочных материалов с известным содержанием в них наркотических средств и психотропных веществ.

Нельзя не согласиться с обоснованностью замечаний в части предлагаемого проведения предварительных исследований в течение 2-х часов – нет никакой необходимости в этом. В образце мочи наркотических средств, психотропных веществ и их метаболиты отлично сохраняются и не разлагаются, даже при хранении при комнатной температуре в течение нескольких дней.

Помимо вышеотмеченных замечаний главных наркологов федеральных округов, Московский НПЦ наркологии считает необходимым изложить и другие замечания по проекту правил проведения ХТИ при медицинском освидетельствовании, которые, по нашему мнению, также следует учесть при доработке документа.

Так, по непонятной причине, среди искомых веществ отсутствует этанол. В проекте правил ХТИ не упоминается о необходимости проводить определение этанола и суррогатов этанола в крови, и, в отдельных случаях, в моче.

Предлагая проведение предварительных химико-токсикологических исследований на местах отбора мочи, в том числе и в сельской местности, предусматривается, что выполняющие эту работу должны пройти подготовку по аналитической токсикологии. Нет никакой необходимости проходить такую подготовку при работе с тест-полосками на этапе предварительных исследований в кабинете освидетельствования. Тест-полоски реализуются также свободно в аптеках, приобрести их может любой неподготовленный гражданин, необходимо лишь ознакомиться с вложенной инструкцией по применению.

Тем более, что в настоящее время подготовка в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 года № 40 на сегодняшний день проводится при весьма ограниченном наборе слушателей лишь на базе П ервого МГМУ им. Сеченова и на базе Пермской фармакадемии (с 1 ноября 2015 года).

Более подробно все замечания изложены в прилагаемом экспертном мнении специалистов.

В заключении хотели бы отметить особую значимость разрабатываемого возглавляемым Вами Департаментом проекта приказа «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», и в первую очередь это касается водителей транспортных средств.

С 1 июля 2015 года вступили в силу внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 528-ФЗ дополнения и изменения в некоторые законы, резко ужесточающие наказание за управление транспортным средством в состоянии опьянения, вплоть до лишения свободы на 2 года.

В связи с этим при вынесении заключения об опьянении водители и их адвокаты с целью добиться признания вынесенного заключения необоснованным используют малейшие нарушения установленного порядка проведения освидетельствования, в том числе и в части п равил проведения химико-токсикологических исследований.

Поэтому каждая предлагаемая в проекте позиция должна быть реально выполнима, в противном случае нарушения установленных требований при проведении освидетельствования и оформлении его результатов могут стать причиной признания судами вынесенных заключений необоснованными и, соответственно, освобождения от наказания пьяных водителей.

Как показывает содержание рассматриваемого обращения главных наркологов федеральных округов и приводимое ниже экспертное мнение специалистов нашего центра, предложенная редакция Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании в значительном количестве случаев проведенных медицинских освидетельствований может стать причиной признания судами их заключений об управлении транспортным средством в состоянии наркотического опьянения неправомерными.

С учетом изложенного, по нашему мнению, проект Правил проведения химико-токсикологических исследований нуждаются в серьезной переработке.

Считаем необходимым отметить, что в размещенном на сайте проекте приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации « Об утверждении Порядка прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы заключения, выдаваемого по его результатам» раздел, касающийся химико-токсикологических исследований, изложен в аналогичной, нереальной в практическом исполнении редакции.

Приложение: экспертное мнение по проекту на 7 листах.

Врио директора ГБУЗ города Москвы

центр наркологии Департамента здравоохранения

Исп.: Копоров С.Г, Егоров В.Ф.

Отзыв на коллективное обращение главных внештатных специалистов психиатров-наркологов федеральных округов Российской Федерации по рассмотрению проекта правил проведения химико-токсикологических исследований (ХТИ) при медицинском освидетельствовании.

В целом, мы согласны с доводами и замечаниями коллективного обращения. Предлагаемый проект правил проведения ХТИ невыполним при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения.

1. Уровни пороговых значений содержания в моче наркотических средств и психотропных веще ств дл я предварительных методов исследования (Таблица № 1).

Согласны, что уровни для предварительных методов исследования – имеют излишне низкие концентрации для большинства групп веществ (за исключением уровней опиатов и барбитуратов).

Правда, авторы коллективного обращения далее приводят некорректную стоимость технических сре дств пр и проведении предварительных исследований. Стоимость таких средств для считывания тест-полосок составляет от 50 до 300 тыс. руб, но никак немлн. руб., а стоимость комплекта тест-полосок для 1 образца мочи составляет от 80 до 700 руб. (в зависимости от комплектности), а не руб.

Авторы коллективного обращения справедливо замечают, что не существует тест-полосок для обнаружения синтетических каннабиноидов с порогом детекции 5 нг, заявляемых в Таблице № 1. Нам также хотелось бы добавить, что во всем мире не существует универсальных тестов для обнаружения этой большой группы веществ, в мире по этой части известны только тесты «К-2», которые рассчитаны лишь для обнаружения в моче JWH -018, JWH -073, СР-47 в огромных концентрациях, а все используемые на протяжени е последних лет новые синтетические каннабиноиды (более 400 наименований) предварительные тесты не определяют.

2. Уровни пороговых значений содержания в моче наркотических средств и психотропных веще ств дл я подтверждающих методов исследования (Таблица № 2).

Действительно, использование «уровней» для подтверждающих методов исследований, приведенных в Таблице № 2 — не реально, надежная количественная оценка при подтверждающих методах исследования на сегодняшний день в Российской Федерации невозможна. Для получения количественного результата инструментальными подтверждающими методами ( газовая или жидкостная хромато-масс-спектрометрия) необходимо использование аттестованных аналитических стандартных образцов веществ с точным содержанием определенного наркотического средства или психотропного вещества (калибраторов, контрольных материалов). Все еще не решен вопрос закупок и поставок контрольных и калибровочных материалов с известным содержанием в них наркотических средств (НС) и психотропных веществ (ПВ). Без этого количественная оценка невозможна. Без соответствующих изменений в 3-ФЗ (об освобождении мер контроля к контрольным материалам, содержащим НС и ПВ и используемых в диагностике in vitro) – ни о каких объективных количественных результатах речи быть не может! На сегодняшний день практически отсутствуют поставки этих контрольных и калибровочных материалов в РФ для этих целей.

Кроме того, в РФ не производятся и не зарегистрированы государственные стандартные образцы (ГСО) наркотических средств и психотропных веществ, отсутствуют и Регистрационные удостоверения Минздрава РФ на них. А без приобретения этих контрольных и калибровочных материалов ГСО невозможно разработать и утвердить валидированные методики по количественному обнаружению подконтрольных веществ в биообъектах!

Авторы коллективного обращения справедливо утверждают, что те «уровни порогового значения» для мочи, которые приведены в Таблице № 2 имеют крайне низкие концентрации, отличающиеся от общемировой практики, во всяком случае для некоторых групп веществ.

3. Особенности медицинского освидетельствования в сельской местности.

Конечно, проведение предварительных исследований образца мочи на тест-полосках в кабинете медицинского освидетельствования не подразумевает окончательный результат исследования. Далее, в случае предварительно полученного положительного результата, образец мочи должен доставляться в химико-токсикологическую лабораторию областного наркологического диспансера (ОНД) для проведения подтверждающих исследований. Руководители ОНД и главные внештатные специалисты психиатры-наркологи федеральных округов Российской Федерации должны учитывать услуги логистики при доставке партий биопроб в ХТЛ за счет средств бюджета. Общемировая практика – ХТИ проводятся в крупных специализированных лабораториях, при отлаженной схеме логистики.

4. О проведении предварительных ХТИ на месте отбора образца мочи в течение 2 часов с момента отбора.

В коллективном обращении справедливо ставится вопрос о нецелесообразности проведения предварительных исследований в течение 2-х часов. Нет никакой необходимости проводить такие исследования в спешном порядке. В образце мочи НС, ПВ и их метаболиты отлично сохраняются и не разлагаются, даже при хранении при комнатной температуре в течение нескольких дней (в Норвегии, например, образцы мочи могут доставляться в специализированный аналитический центр до 5-и дней, причем без соблюдения температурного режима хранения). Согласно Приложения № 2 к Приказу № 40 Минздравсоцразвития РФ после отбора моча может храниться в течение 2-х суток в условиях холодильника, необходимо только сразу после отбора образец мочи надежно опечатать.

5. О необходимости лицензирования на работы по клинической лабораторной диагностики (КЛД) или судебно-медицинской экспертизе (СМЭ) вещественных доказательств и исследованию биологических объектов по адресу проведения предварительных исследований.

Целиком разделяем возражение наших коллег о необходимости получения лицензий для выполнения этих работ на местах отбора образцов мочи.

Такие предварительные исследования могут проводиться на месте отбора мочи. Исследования на тест-полосках в кабинетах освидетельствования могут проводиться на общих основаниях, навыки проведения – элементарные, эти тесты включены в ассортимент розничных аптек и предназначены для собственного применения без каких-либо навыков. Но при этом нужна ли для каждого кабинета медицинского освидетельствования лицензия на «клиническую лабораторную диагностику» или «лабораторное дело», раз этот вид исследования относится к ХТИ, как прописывается в этом проекте порядка?

Справедливости ради надо отметить, что больше порядка будет, если при освидетельствовании образец мочи предварительно исследоваться на тест-полосках не будет, и при должном опечатывании будет направлен в ХТЛ.

Несмотря на отдельные замечания по тексту рассмотренного обращения, в целом замечания главных наркологов являются совершенно обоснованными и их необходимо учесть при доработке документа.

Дополнительные замечания по проекту порядка проведения ХТИ:

1. Биологические объекты для химико-токсикологических исследований.

Виды биологических объектов должны быть обозначены в начале порядка проведения ХТИ (пункты 1, 2).

2. Определение этанола в биообъектах.

В проекте правил ХТИ ни слова не упоминается о необходимости проводить определение этанола и суррогатов этанола в крови, и в отдельных случаях в моче. И о порогах («уровнях пороговых значений») на этанол – никакой информации нет.

ХТИ на этанол и суррогаты этанолы должны проводиться по направлениям.

Необходимо вставить в проект порядка по проведению медицинского освидетельствования отдельные пункты о необходимости проведения исследований на этанол, наркотические средства, психотропные вещества и иные токсические вещества – во всех случаях при доставке водителей в ЛПУ после ДТП.

3. Об использовании при предварительных исследованиях технических средств, обеспечивающих количественную оценку и исключающих визуальную регистрация результатов анализа (Пункты 3, 7 порядка).

На сегодняшний день для считывания результатов тест-полосок в РФ существует 3 прибора разных производителей. Все они могут быть адаптированы по какую-либо «количественную» оценку, но сам принцип иммунной хроматографии со считыванием прибором результата тест-полоски – подвержен многим внешним факторам, в т.ч. утрата первоначально заявленных аналитических характеристик теста при естественном хранении, и этот процесс неконтролируемый. Тем более, когда речь идет о заявляемых для тестов крайне низких порогах обнаружения вещества или средства, а проверить данный порог для теста не представляется возможным ввиду отсутствия у пользователя контрольных материалов с определенным содержанием наркотического средства.

За рубежом количественная оценка при считывании результата иммунохроматографического теста – не используется ввиду неоднозначности получаемых результатов. Это лишь сугубо российское позиционирование, не подкрепленное объективными испытаниями и литературными источниками.

За последние 3 года накопилось большое количество нареканий от специалистов химико-токсикологических лабораторий по опыту применения технических средств и различных тестов к ним для обнаружения НС и ПВ на предварительном этапе, которые позиционировались как «обеспечивающие количественную оценку». При заявленном для теста низком пороге обнаружения очень часто отмечаются ложноположительные результаты, либо зачастую полученная количественная оценка не соответствует действительности.

В связи с этим следует исключить из проекта правил проведения ХТИ обязательное использование при предварительных исследованиях технических средств. Такие технические средства могут использоваться, но при этом не могут являться обязательными.

Необходимо отметить, что в последнее время качество всех тестов ( тест-полосок ) для определения наркотических средств и психотропных веществ, представленных на Российском рынке резко ухудшилось. Кроме того, Регистрационные удостоверения Минздрава РФ имеют некоторые виды тестов, которые в принципе не работают (например, тест для определения тропикамида, тест для определения спайсов). Необходимо как можно быстрее провести сравнительные сличительные межведомственные испытания тестов различных наименований от различных изготовителей. В таких совместных независимых испытаниях должны принять участие представители наркологической и клинико-диагностической службы Минздрава России, а также представители Ростехрегулирования и Роспотребнадзора.

4. Двойные стандарты по «уровням пороговых значений» для лиц старше 18 лет и для лиц до 18 лет.

Следует использовать единые контролируемые «уровни» веще ств пр и медицинском освидетельствовании.

5. «Предварительные химико-токсикологические исследования проводятся на следующие группы наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов: опиаты, каннабиноиды, фенилалкиламины, … этилглюкуронид» (Пункт 2 порядка, Таблица № 1).

1) Фенилалкиламины — данное наименование теста не имеет Регистрационного удостоверения Минздрава РФ. Под этим названием скрывается тест на Амфетамин и тест на Метамфетамин, которые имеют эти удостоверения.

2) Этилглюкуронид – не является ни наркотическим, ни психотропным веществом. Является метаболитом этанола, тест на этилглюкуронид теоретически может быть положительным в течение 72 часов после употребления алкоголя в больших количествах. Значимость этого теста при медицинском освидетельствовании под вопросом.

3) Синтетические каннабиноиды – представители многих функциональных групп, относящиеся к наркотикам. На сегодняшний день в мире не существует универсального теста, позволяющего обнаруживать практически все новые функциональные группы. Производимые за рубежом тесты «К-2» рассчитаны лишь на обнаружение самых первых синтетических каннабиноидов в крайне высоких концентрациях. В настоящее время эти вещества несколько лет как вышли из оборота, а современные синтетические каннабиноиды никакими тестами не обнаруживаются, что чревато получением заведомо отрицательного результата, либо ложноположительного результата (в т.ч. из опыта работы многих ХТЛ).

4) Катиноны (в Таблице № 1 фигурирует ошибочное название – КОтиноны) – данное наименование теста не имеет Регистрационного удостоверения Минздрава РФ. На сегодняшний день выпускается единственным изготовителем новый тест, рассчитанный на обнаружение только двух израспространенных сейчас катинонов — МДПВ и альфа-ПВП, оба в крайне высоких концентрациях, но показания тестов крайне нестабильны.

5) Котинин – не является ни наркотическим средством, ни психотропным веществом. Насколько актуально делать всем подряд тест на котинин?

Под низкими «уровнями» для основных групп веществ активно продвигается на рынок лишь один производитель – T&D innovation.

Под большинство тестов различных фирм производителей применимы следующие пороги, которые по нашему мнению могут быть рекомендованы для предварительных методов:

Наименование групп веществ

( 6 моноацетилморфин, морфин, кодеин, дезоморфин и др.)

Фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин, мефедрон и др.)

6. Таблица 2. Уровни пороговых значений содержания в моче и крови наркотических средств, психотропных веществ и иных «химических» веществ и их метаболитов, определяемые методами подтверждающего анализа.

Согласно всем мировым канонам аналитической токсикологии для крови и для мочи — не может быть одинаковых значений Cut — Off (или условно «уровней порогового значения» — новая российская терминология). Уровни для чего и для кого – для высокочувствительных приборов как аналитическая возможность, или для токсикологов, клинических фармакологов наркологов – как уровень отсечки значимая-незначимая концентрация.

У авторов проекта порядка ХТИ – все эти принципиально разные характеристики для крови и для мочи смешаны.

В проекте порядка приводятся крайне низкие «минимально возможные» концентрации наркотических средств, психотропных веществ, «химических» веществ и их метаболитов, в основном отличающиеся в 3-5 раз от общемировых стандартов для подтверждающих исследований. На сегодняшний день невозможно надежно обнаруживать указанные низкие концентрации для группы амфетамина и группы опиатов (морфин, кодеин), а также некоторых других веществ.

В Таблице № 2 авторы сделали некую попытку подогнать «минимально возможную для определения концентрацию» фенобарбитала к некоторому уровню значения для клиники опьянения, поставив цифру 1000 нг/мл. Это не соответствует действительности – так как фенобарбитал при подтверждающих ХТИ может быть обнаружен при концентрациинг/мл. А для морфина в Таблице № 4 авторы указали «минимально возможную концентрацию» в 10 нг/мл (что характерно только для крови, где значимые концентрации значительно ниже, чем в моче). Никто из специалистов ХТЛ никогда не выдаст такое ничтожное количество содержания морфина в моче, это нонсенс, тем более что зачастую обнаружение морфина в следовых концентрациях в моче свидетельствует только об употреблении кондитерских изделий с маком, причем с давностью употребления около суток (примерно в 95 случаях из 100 при тестировании обычных законопослушных граждан).

лаборатории МНПЦ наркологии ДЗМ,

кандидат фармацевтических наук,

врач высшей квалификационной категории

по клинической лабораторной диагностики А.В.Смирнов

Врач клинической лабораторной диагностики

МНПЦ наркологии ДЗМ,

кандидат фармацевтических наук,

врач высшей квалификационной категории

по клинической лабораторной диагностики А.Е.Петухов

О Федеральном законе

от 13.07.2015 N 230-ФЗ

Согласно нижеприведенным статьям различных федеральных законов, в которые внесены дополнения и изменения Федеральным законом 230-ФЗ, для получения разрешения на конкретные виды деятельности требуется:

Частные детективы и частные охранники (ФЗ) ст. 6; ст. 11¹

Перечень заболеваний утверждается Правительством. ( Для частных охранников — № 300 от 19.05.2007).

Для частных детективов — отсутствует

Порядок проведения медицинского освидетельствования и форма

медицинского заключения – Минздравом — отсутствует

На право владения оружием (150-ФЗ) ст. 13 часть 21

Перечень заболеваний утверждается Правительством (№ 143 от 19.02.2015).

Порядок проведения медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения – Минздравом — отсутствует

Специалисты авиационного персонала (Воздушный кодекс) ст. 52

Порядок проведения медицинского осмотра устанавливается Минтрансом по согласованию с Минздравом — отсутствует

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов , старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (53-ФЗ). Ст. 5¹

дополнительных подзаконных нормативных актов не требуется

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (76-ФЗ).

дополнительных подзаконных нормативных актов не требуется

Работники ведомственной охраны (77-ФЗ) ст 6

Порядок прохождения медицинского осмотра и форма заключения устанавливается Минздравом — отсутствует

Лица, допущенные к работе на судне (Кодекс торгового мореплавания)

Ст. 55 П роходят ежегодно

Перечень заболеваний утверждается Правительством . — о тсутствует

Порядок проведения медицинского осмотра и форма медицинского заключения – Минздравом по согласованию с Минтрансом — отсутствует

дополнительных подзаконных нормативных актов не требуется

Члены экипажа судна (Кодекс внутреннего водного транспорта)

Ст. 27 п. 2; ст. 28; ст. 41 п. 2 Д ля допуска к работе на судне:

Перечень заболеваний утверждается Правительством — отсутствует

Порядок проведения медицинского осмотра и форма медицинского заключения – Минздравом — отсутствует

дополнительных подзаконных нормативных актов не требуется

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Дополнения в кодекс (ст. 6.9 и ст. 20.20) не требуют принятия подзаконных актов

Трудовой кодекс Российской Федерации

Для отдельных категорий работников могут предусматриваться медицинские осмотры с химико-токсикологическими исследованиями.

Дополнения в кодекс (ст. 213) не требуют принятия подзаконных актов.

Иностранные граждане (115-ФЗ) ст. 13.3

Перечень заболеваний утверждается Минздравом.

(Приказ Минздрава России от 29.06.2015 N 384н)

Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу (17-ФЗ). Ст. 25

Порядок проведения осмотров устанавливается Минтрансом по согласованию с Минздравом . – о тсутствует

Работники подразделений транспортной безопасности (16-ФЗ)

Ст. 10 ч. 2; ст.12.3 ч. 2

Порядок проведения осмотров и форма заключения устанавливается Минздравом . — о тсутствует

Дополнения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст. 13

Не требуют принятия дополнительных подзаконных актов.

Сотрудники органов внутренних дел (342-ФЗ) ст. 12

Порядок прохождения осмотров устанавливается МВД (Приказ МВД России от 8 ноября 2006 года № 895)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ,

А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЦЕЛЯХ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

В соответствии с пунктом 4 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г . N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2013, N 23, ст. 2878) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ,

А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЦЕЛЯХ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения ежегодных профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования (далее соответственно — обучающиеся, образовательные организации) в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ <1> (далее — профилактические медицинские осмотры).

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г . N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2004, N 8, ст. 663, N 47, ст. 4666; 2006, N 29, ст. 3253; 2007, N 28, ст. 3439; 2009, N 26, ст. 3183, N 52, ст. 6572; 2010, N 3, ст. 314; N 17, ст. 2100; N 24, ст. 3035, N 28, ст. 3703; N 31, ст. 4271; N 45, ст. 5864; N 50, ст. 6696; N 50, ст. 6720; 2011, N 10, ст. 1390; N 12, ст. 1635; N 29, ст. 4466; N 29, ст. 4473; N 42, ст. 5921; N 51, ст. 7534; 2012, N 10, ст. 1232; N 11, ст. 1295; N 19, ст. 2400; N 22, ст. 2864; N 37, ст. 5002; N 41, ст. 5625; N 48, ст. 6686; N 49, ст. 6861; 2013, N 6, ст. 558; N 9, ст. 953; N 25, ст. 3159; N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; N 51, ст. 6869; 2014, N 14, ст. 1626).

2. Профилактические медицинские осмотры проводятся в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

3. Профилактические медицинские осмотры проводятся в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет.

4. Профилактические медицинские осмотры проводятся при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного добровольного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г . N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165).

5. Обучающиеся, достигшие возраста пятнадцати лет, либо один из родителей или иной законный представитель обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, вправе отказаться от проведения профилактического медицинского осмотра в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г . N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании результатов социально-психологического тестирования, полученных из органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, составляют список образовательных организаций субъектов Российской Федерации, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся.

7. Список образовательных организаций, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров, не позднее чем за 3 месяца до начала календарного года направляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

8. Профилактические медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике».

9. Профилактические медицинские осмотры проводятся врачом — психиатром-наркологом на основании поименных списков обучающихся, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру (далее — поименные списки).

10. Поименные списки составляются и утверждаются руководителем (уполномоченным должностным лицом) образовательной организации, участвующей в проведении профилактических медицинских осмотров, и не позднее чем за 1 месяц до начала календарного года направляются в медицинскую организацию, проводящую профилактические медицинские осмотры.

11. Медицинская организация после получения от руководителя (уполномоченного должностного лица) образовательной организации поименного списка составляет календарный план проведения профилактических медицинских осмотров с указанием дат и мест их проведения (далее — календарный план).

12. Календарный план согласовывается медицинской организацией с руководителем (уполномоченным должностным лицом) образовательной организации, утверждается руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров.

13. В случае невозможности прохождения обучающимся профилактического медицинского осмотра в сроки, установленные календарным планом, сроки его профилактического медицинского осмотра согласовываются руководителем (уполномоченным должностным лицом) образовательной организации и руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации.

14. Образовательная организация совместно с представителями медицинской организации, осуществляющей профилактический медицинский осмотр, проводит собрание обучающихся и родителей (или иных законных представителей), на котором информирует их о целях и порядке проведения профилактического медицинского осмотра.

15. Профилактический медицинский осмотр проводится в медицинской организации в четыре этапа:

I этап — профилактическая информационно-разъяснительная беседа с обучающимся по вопросам незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, сбор анамнестических сведений и сведений о принимаемых по назначению врача наркотических и психотропных лекарственных препаратах, а также медицинский осмотр, проводимый врачом — психиатром-наркологом и включающий исследование кожных покровов, поверхностных лимфатических узлов, видимых слизистых оболочек, перкуссию и пальпацию участков тела (органов), внешний осмотр и ощупывание костей, суставов и поверхностно расположенных кровеносных сосудов, аускультацию органов дыхания, сердца и магистральных сосудов, измерение артериального давления, частоты дыхания и пульса, исследование вестибулярных функций;

II этап — предварительные химико-токсикологические исследования (далее — предварительные ХТИ), направленные на получение доказательных результатов выявления в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств и психотропных веществ;

III этап — подтверждающие химико-токсикологические исследования (далее — подтверждающие ХТИ), направленные на идентификацию в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ (их метаболитов);

IV этап — разъяснение обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, либо одному из родителей или иному законному представителю обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет, результатов проведенного профилактического медицинского осмотра.

16. Сведения о результатах профилактического медицинского осмотра вносятся врачом — психиатром-наркологом в медицинскую документацию обучающегося (историю развития ребенка — в отношении несовершеннолетних обучающихся, медицинскую карту амбулаторного больного <1> — в отношении совершеннолетних обучающихся).

<1> Учетная форма N 025/у-04, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г . N 255 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2004 г ., регистрационный N 6188).

17. Биологическим объектом для предварительных и подтверждающих ХТИ на наличие наркотических средств и психотропных веществ является моча.

18. Отбор, транспортировка и хранение биологических объектов (мочи) для проведения предварительных и подтверждающих ХТИ осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г . N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г ., регистрационны й N 7544).

19. Предварительные ХТИ проводятся с использованием методов иммуноферментного или иммунохимического анализа, исключающих визуальную оценку результатов.

20. Результаты предварительных ХТИ заносятся в журнал регистрации отбора биологических объектов <1>.

<1> Учетная форма N 450/у-06, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г . N 40.

21. При получении отрицательных результатов предварительных ХТИ профилактический медицинский осмотр считается завершенным.

22. В случае выявления в организме обучающегося в ходе предварительных ХТИ наркотических средств и/или психотропных веществ, исследованный при предварительных ХТИ биологический объект (моча) направляется в химико-токсикологическую лабораторию для проведения подтверждающего ХТИ.

23. Подтверждающие ХТИ проводятся в химико-токсикологической лаборатории медицинской организации методом хроматомасс-спектрометрии в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г . N 40.

24. Срок для получения врачом — психиатром-наркологом, осуществляющим профилактический медицинский осмотр, результатов подтверждающих ХТИ не должен превышать 30 календарных дней.

25. По результатам подтверждающих ХТИ оформляется справка о результатах химико-токсикологического исследования <1>, заполненная в соответствии с инструкцией по заполнению учетной формы N 454/у-06 «Справка о результатах химико-токсикологических исследований», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г . N 40.

<1> Учетная форма N 454/у-06, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г . N 40.

26. При получении отрицательных результатов подтверждающих ХТИ профилактический медицинский осмотр обучающегося считается завершенным.

27. При получении положительных результатов подтверждающих ХТИ врач — психиатр-нарколог разъясняет обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, либо одному из родителей или иному законному представителю обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет, результаты проведенного профилактического медицинского осмотра и направляет обучающегося в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет), в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации <1>.

<1> Пункт 5 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г . N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2013, N 23, ст. 2878).

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 сентября 2014 г . N 14-2/10/

Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с главным внештатным специалистом Минздрава России по аналитической и судебно-медицинской токсикологии Б.Н.Изотовым во исполнение пункта 1.4 протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 09.10.2013 N 4 проведен анализ материально-технической обеспеченности химико-токсикологических лабораторий (далее — ХТЛ), развернутых в субъектах Российской Федерации.

На основании информации, представленной субъектами Российской Федерации, химико-токсикологические исследования проводятся в 501 лаборатории медицинских организаций или их структурных подразделениях, из которых:

7 ХТЛ функционируют в структуре областных, краевых наркологических больниц;

80 — в структуре наркологических диспансеров;

70 — в структуре бюро судебно-медицинских экспертиз;

344 — входят в состав клинико-диагностических лабораторий районных клинических больниц.

Оценка материально-технической обеспеченности ХТЛ проводилась согласно рекомендациям по повышению качества проведения химико-токсикологических исследований с целью установления факта наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и других токсических веществ и их метаболитов (далее — рекомендации), подготовленным Центральной химико-токсикологической лабораторией при кафедре аналитической токсикологии, фармацевтической химии и фармакогнозии ГБОУ ВПО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова» Минздрава России (прилагаются).

Полностью оснащены современным химико-токсикологическим оборудованием, позволяющим проводить химико-токсикологические исследования на высоком качественном уровне, медицинские организации Краснодарского края, Московской и Псковской областей. При этом, учитывая сроки появления на рынке новых современных образцов химико-токсикологического оборудования, органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья указанных субъектов Российской Федерации целесообразно предусмотреть возможность материально-технического переоборудования ХТЛ в срок до 2020 года.

Неудовлетворительное материально-техническое оснащение ХТЛ, не позволяющее выявлять наркотические средства, психотропные вещества и иные токсические вещества (метаболиты) в концентрациях, указанных в столбце 2 таблицы 2 рекомендаций, отмечено в республиках Ингушетия, Калмыкия, Коми, Крым, Кировской, Курской, Смоленской областях, городе Севастополе. В этой связи органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья указанных субъектов Российской Федерации требуется в кратчайшие сроки (в течение годов) принять меры, направленные на переоснащение ХТЛ.

В остальных субъектах Российской Федерации оснащение ХТЛ не позволяет выявлять наркотические средства, психотропные вещества и иные токсические вещества (метаболиты) в концентрациях, указанных в столбце 3 таблицы 2 рекомендаций. В этой связи рекомендуется в плановом порядке в период до 2018 года провести обновление материально-технического оборудования ХТЛ.

Одновременно обращаем внимание на целесообразность оснащения клинико-диагностических лабораторий районных клинических больниц химико-токсикологическим оборудованием для проведения предварительных химико-токсикологических исследований в случаях их территориальной удаленности от ХТЛ, функционирующих в структуре специализированных наркологических медицинских организаций.

ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ

ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВЛЕНИЯ

ФАКТА НАЛИЧИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,

ПСИХОТРОПНЫХ И ДРУГИХ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И ИХ МЕТАБОЛИТОВ

1. Исключить из лабораторной практики применение иммунохроматографических тест-полосок с визуальной детекцией.

2. Оснастить аналитическим и вспомогательным лабораторным оборудованием медицинских организаций, выполняющих предварительные химико-токсикологические исследования согласно таблице 1.

Оборудование и реагенты диагностические для иммунохимического анализа мочи, включая:

анализатор для химико-токсикологических исследований, соответствующий требованиям к техническим средствам, применяемым с целью обнаружения наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ (их метаболитов) в моче при проведении предварительных химико-токсикологических исследований, изложенным в пункте 3 рекомендаций.

Реагенты к анализатору, обеспечивающие обнаружение наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ (их метаболитов) в моче, в концентрациях указанных в пункте 3 рекомендаций.

Диапазон измерения температуры: от 0 до 60,0 °С.

Разрешающая способность: 0,1 °С.

Дальность измерения:см .

Холодильная камера (запираемая) на плюс 2-4 °С , емкостью 350 литров .

Морозильная камера (запираемая) на минус 40 °С.

Оборудование для видеонаблюдения (визуального контроля).

Оборудование для штрих-кодирования , в комплекте с системой считывания, принтера и программного обеспечения.

Боксы (сумки холодильники), охлаждающие элементы для транспортировки образцов биологического материала.

Контейнеры для сбора мочи, вакуумные пробирки, этикетки номерные.

Одноразовые средства индивидуальной защиты, включая халаты, шапочки, перчатки, маски, очки.

3. Технические средства, применяемые с целью обнаружения наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ (их метаболитов) в моче, при проведении предварительных химико-токсикологических исследований, должны обеспечивать:

— регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой;

— проведение не менее 100 исследований в час, как в лабораторных, так и во внелабораторных условиях;

— распечатку на бумажном носителе времени проведения исследований, номера исследования, номера используемого технического средства, серии использованных реагентов, перечня выявленных веществ, с указанием концентрации обнаруженных наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ (их метаболитов);

— обнаружение наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ (их метаболитов) в концентрациях, указанных в таблице 2.

Наименование групп веществ

Для лиц старше 18 лет

Для лиц до 18 лет

Опиаты (6 моноацетилморфин, морфин, кодеин, дезоморфин и др.)

Фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин, мефедрон и др.)

Источник: http://r-n-l.ru/normativnaja-dokumentatsija-po-narkologii/o-porjadke-khimiko-toksikologicheskikh-issledovanijj/